На психосоматике сегодня был КОЛЛАЖ! Охренительная арт-терапевтическая техника. Один проективных методов, весьма информативный, причем используется как в работе с больными людьми, так и со здоровыми. Работа может проходить в двух формах: групповой (в кругу) и индивидуальной. Причем, интересный нюанс, чем больше группа по количеству участников, тем больше времени ей надо на работу, хотя каждый делает коллаж независимо от других (сей факт меня очень удивил). Суть метода проста. Задается некая тема сеанса (сегодня была тема «Я»). Для психосоматических больных это могут быть, например, «Я и моя болезнь», «Я и семья», «Я и друзья» и многоие другие.
Итак, по пунктам.
Один – Подготовить рабочее место.
Два – Настроиться на работу (в том числе подходят и методы погружения в легкий транс).
Три – Начали работать по кодовому слову «Начали»
А что начали-то? Берем любые журналы с картинками, но именно те, которые мы раньше не видели и даже не листали (иначе подсознательно можно «зацепиться» за образ и от этого снизится эффективность работы) и вырезаем картинки, на которые «упал» взгляд, которые «хочется взять себе». После наклеиваем их на кусок ватмана (формат А3 вполне подходит) в произвольном порядке. По завершении работы необходимо отдохнуть не менее пяти минут, причем не стоит в это время обсуждать кто и как делал коллаж.
Далее наступает самый интересный момент – интерпретация. Для терапевта преде всего первым этапом стоит проработка проекций, то есть видение в продукте творчества своих проблем, а не проблем пациента (иначе можно долго и безуспешно решать свои вопросы, не помогая человеку, пришедшему на сеанс). Вторым этапом идут вопросы о настроении во время работы. Целью этих вопросов является эмоциональное отреагирование и выяснение динимики настроения. Если участник говорит, что настроение на протяжении всего времени было ровное, без подъема или, наоборот, снижения, то, вероятнее всего, он не был включен в работу и эффективность её, соответственно, низка (то есть формальный подход). Третий этап – вопросы по коллажу. Вопросы задаются в произвольном виде. Например, «Расскажите, что здесь изображено». По ходу рассказа терапевт сразу может омечать ресурсные моменты конкретного человека. Бывают ситуации, когда пациент сам не знает, почему выбрал ту или иную картинку («Упал глаз», «Понравилась», «Не знаю, для чего это здесь»). В этой ситуации можно попросить его назвать 5 случайных слов, ассоциирующихся с образом. После поверхностного толкования переходят (при необходимости и существующих возможностях) к более глубоким пластам. Зонами перехода являются: наслоение картинок, лестницы, двери и т.п. При желании, при помощи вопросов к каждой картинке (о мыслях, чувствах) можно затронуть самые глубинные желания, стремления пациента, болезненные момент, выявить неотреагированные эмоции и неразрешенные конфликты.
Вот такая техника. Ежели кто умеет легко переходить из состояния пациента в состояние терапевта и обратно, то можно и самому проводить ее на себе. Чем мы успешно и занимались сегодня.
Про свой коллаж писать лень, ибо устала (конечно, столько в мозгах копаться).